Меню
RU EN
cesras@cesras.ru

+74959585856

Связаться с нами
Поиск по сайту

Доклад О. В. Ошариной на семинаре ЦЕИ РАН

24 апреля 2024 г. состоялся традиционный семинар ЦЕИ РАН, на котором с докладом на тему «”Обновляется, подобно орлу, юность твоя”: памятники с изображением орла из коптского собрания Эрмитажа» выступила ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения, хранитель коптской коллекции Государственного Эрмитажа О. В. Ошарина.
В коллекции Государственного Эрмитажа выделяется группа памятников с изображениями орла. Это один из широко распространенных мотивов коптского прикладного искусства V–VII вв. Фигуры орла представлены здесь как в виде отдельных образов, так и в составе сложных композиций: на погребальных стелах, тканях и изделиях из бронзы. Вопросы иконографии и сюжетная линия этих произведений до сих пор нуждается в уточнении. В докладе были рассмотрены упоминания об орле в письменных источниках и эволюция этого образа на примерах памятников, хранящихся в собрании Эрмитажа.
Обращение к образу орла связано с его языческой символикой как символа бессмертия и возрождения. Многие раннехристианские авторы видели тесную связь между Евхаристией и достижением вечной жизни. Многочисленные богословские споры, о Таинстве Евхаристии, которые особенно интенсивно велись с середины IV века, привели к тому, что Церковь остановила свой выбор на этом символе Римской империи. В раннехристианский период, согласно гностическим и коптским магическим текстам, орел выполнял защитную функцию и отвращал от козней демонов. Это нашло свое выражение в многочисленных произведениях мелкой пластики (бронзовых статуэтках).
Ранние изображения орла на текстиле следуют образцам, известным на фресках или мозаиках. Влияние гностических представлений о путешествии души после смерти на небо, а также сравнение орлов с праведниками у раннехристианских авторов и богословов в итоге привело к появлению образа орла как психопомпа, роль которого эта птица играла уже в начале V века на тканях и стелах. В конце V века именно стелы становятся образцами для создания композиций, используемых коптскими мастерами в текстиле и изделиях мелкой пластики. Их отличает уже значительная условность и схематичность изображений. Заключительный этап в развитии иконографии орла показывают поздние стелы VII–VIII вв. и отдельные образцы мелкой пластики. В начале VIII века происходит постепенное исчезновение его изображений. Анализ памятников христианского и раннеисламского времени с изображением орла позволяет прийти к выводу о том, что их развитие следовало в русле письменной традиции.


Назад