Деятельность
Археологический памятник Дейр-эль-Банат (араб. «Девичий монастырь») расположен на юго-восточной окраине Фаюмского оазиса, приблизительно в двух километрах к северо-западу от монастыря архангела Гавриила в Наклуне (Дейр-эль-Малак-Губраил, или Дейр-эль-Хашаб). Памятник изучает совместная российско-американская экспедиция Центра египтологических исследований РАН (директор Г.А. Белова) и Института биоархеологии, отдел Древнего Египта и Судана Британского музея (директор Р. Вокер). Территория памятника условно разделена на три участка — «монастырь», Северный и Южный некрополи.
Памятник относится к чрезвычайно интересному, однако всё еще недостаточно изученному периоду истории Египта — от воцарения династии Птолемеев до времени правления Фатимидов. Результаты комплексных исследований, проводимых в Фаюмском оазисе, позволяют выдвинуть новые гипотезы относительно сложных процессов, происходивших в обществе в переходные эпохи. Эти процессы исследуются в рамках основной научной темы ЦЕИ РАН.
В связи с массовым разграблением памятника в 70–80-е гг. XX в. археологическая миссия Высшего совета по древностям АРЕ в течение пяти сезонов (1980–1981, 1982, 1983, 1984, 1995) проводила спасательные раскопки в северо-западной части Южного некрополя. Согласно отчетам, в общей сложности было исследовано более 1300 могил.
В апреле 1988 г. экспедиция Королевского колледжа Лондона под руководством Д. Ратборна провела топографическую съемку памятника Дейр-эль-Банат, на основании которой был составлен его общий план. На территории «монастыря» экспедицией были выявлены и расчищены фундаменты сырцовых стен, собран и изучен поверхностный археологический материал. На основании сохранившихся остатков погребальных сооружений Южного некрополя были сделаны попытки их реконструкции.
В 2003 г. ЦЕИ РАН получил разрешение Высшего совета по древностям на раскопки и изучение памятника. С того времени на территории около 1000 м2 в центральной части Южного некрополя были раскопаны сотни погребений. Многие могилы содержат останки двух и более индивидов. О чрезвычайно высокой плотности захоронений на раскопанном участке некрополя свидетельствует тот факт, что в квадрате 10×10 м в среднем находится 30 могил.
На основании полученных данных были сделаны выводы о типологии погребений, проводится работа по созданию относительной и абсолютной хронологии некрополя. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что в исследованной части могильника захоронения совершались в греко-римский и византийский периоды. Могилы, раскопанные до настоящего времени на Южном некрополе, могут быть разделены на простые и подбойные.
Подбойные могилы состоят из прямоугольной в плане узкой входной ямы, ориентированной по оси запад — восток, и одного или двух подбоев, устроенных вдоль длинных стенок ямы. В подбоях мумифицированные тела покоятся в деревянных антропоморфных гробах или же в гробах, сплетенных из тростника. Как правило, умершие лежат на спине в вытянутом положении, головой на запад. Многие мумии украшены масками, накладками и футлярами для ног, выполненными в технике картонажа. Некоторые из масок позолочены.
В простых узких прямоугольных в плане могилах, ориентированных по оси запад — восток, прослеживается иной погребальный обряд. Тело умершего положено головой на запад. Оно покоится на каркасе из пальмовых черенков («герида») и (или) тростниковых стеблей и обмотано несколькими слоями льняной ткани грубого плетения. Концы ткани сложены и подогнуты. Получившийся таким образом «кокон» крест накрест перевязан шерстяной веревкой. Во многих погребениях обнаружены шерстяные или льняные предметы одежды (туники, шали, шарфы, шапочки, волосники, платки и т.д.), часто украшенные вышивкой, гобеленовыми вставками и т.д.
Местоположение многих захоронений этого типа, вероятно, отмечали связками пальмовых черенков, устанавливая их в головах и (или) в ногах погребенного. В простых могилах также обнаружены погребения индивидов, лежащих головой на запад или на восток и обернутых в один слой ткани.
Инвентарь подавляющего большинства погребений, исследованных на Южном некрополе, беден. Лишь в детских захоронениях были найдены серьги, кольца и ручные браслеты. Обращает на себя внимание и незначительное количество керамических изделий, обнаруженных в могилах. К числу наиболее интересных находок следует отнести картонажи, позолоченные маски, раскрашенные саркофаги, образцы текстиля.
Результаты антропологических исследований существенно дополняют имеющиеся данные о жизни населения Фаюма в греко-римский и византийский периоды, а также позволяют сделать важные выводы о возможных антропологических (палеодемографических, палеопатологических, палеодиетологических и др.) изменениях, произошедших в регионе в связи со сменой исторических эпох.
Антропологические исследования проводятся с применением портативного рентгенографического аппарата. Одним из направлений работы является реконструкция внешнего облика древних жителей Фаюмского оазиса.
В 2007 г. проводились магнитные исследования на территории «монастыря», а в 2010 г. — Северного и Южного некрополей. В 2010 г. был апробирован метод разведки с помощью георадара. К сожалению, подземные археологические объекты выявить не удалось: верхние слои памятника в значительной мере потревожены грабительскими раскопками и содержат большое число фрагментов керамики и битого обожженного кирпича, что создавало серьезные помехи работе геофизического оборудования.
В 2007–2010 гг. проводились раскопки уникального захоронения № 133, где было обнаружено тело десятилетнего ребенка, лежавшее в верхней части заполнения ямы. В ней были также обнаружены мумифицированные естественным образом останки более 100 собак, как взрослых особей, так и щенков. На телах и мордах многих из них сохранились фрагменты фиксирующей обмотки из растительных волокон. В настоящее время идут камеральные работы по обработке полученных данных.
В 2010 г. были начаты археологические раскопки на территории «монастыря». До настоящего времени на поверхности сохранились остатки регулярной кладки из сырцового кирпича. По предположению историка коптской архитектуры П. Гроссмана, здесь находился небольшой монастырь, который состоял из церкви, трапезной и жилых построек. Данные, полученные в ходе топографических измерений и тестовых раскопок, позволяют предполагать, что церковь состояла из трех нефов, нартекса и апсиды, то есть относилась к определенному типу византийских базилик.
Керамика, обнаруженная на территории «монастыря», датируется концом IV в. до н.э. — началом XI в. н.э.
Одним из важнейших направлений деятельности экспедиции являются консервация и реставрация артефактов, обнаруженных в ходе археологических работ, прежде всего деревянных антропоморфных гробов, текстильных изделий, картонажей, ювелирных украшений и т.д.
В 2008–2010 гг. на памятнике было построено и оборудовано здание, предназначенное для хранения и изучения антропологического материала, обнаруженного в ходе проведения полевых исследований.
Белова Г.А., Васильев С.В., Боруцкая С.Б., Иванов С.В. Проблемы формирования населения Файюмского оазиса Египта в греко-римский период // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2020. № 4. С. 73–82.
Васильев С.В., Боруцкая С.Б. Палеоантропологический анализ материалов, собранных в поверхностных слоях некрополя Дейр-эль-Банат (Египет) // Египет и сопредельные страны. 2020. № 2. С. 17–38.
Орфинская О.В. Текстильные технологии Египта: формирование нити // Египет и сопредельные страны. 2020. № 2. С. 60–76.
Орфинская О.В. Лента, тканная на дощечках, с некрополя Дейр-аль-Банат: к вопросу о тканье на дощечках // Египет и сопредельные страны. 2019. № 1. С. 36–48.
Толмачева Е.Г. «Красавицы и чудовища» на египетских ранневизантийских тканях: к интерпретации морских сюжетов с нереидами и гиппокампами (по материалам некрополя Дейр аль-Банат (Фаюм)) // Алексеенко Н.А. (отв. ред.) ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. XI Международный византийский семинар. Материалы научной конференции. Симферополь, 2019. С. 209–214.
Belova G.A., Ivanov S.V. Preliminary report on the work of the CES RAS archaeological mission at Deir el-Banat (Fayoum). The 14th season (March 3 — April 24, 2019) // Египет и сопредельные страны. 2019. № 2. С. 1–30.
Ivanov S.V. ‘Faces’ of Deir el-Banat // Египет и сопредельные страны. 2019. № 2. С. 31–39.
Yarmolovich V.I. An unusual storage jar with a face from Deir el-Banat (Fayoum oasis) // Египет и сопредельные страны. 2019. № 2. С. 57–63.
Орфинская О.В., Толмачева Е.Г. Археологический текстиль и его значение при решении вопросов социально-этнической и религиозной принадлежности населения египетской хоры в греко-римское время: по материалам некрополя Дейр аль-Банат (Фаюм) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2018. № 4. С. 219–237.
Толмачева Е.Г. Археологический текстиль ранневизантийского времени некрополя Дейр аль-Банат (Фаюм, Египет) // Алексеенко Н.А. (отв. ред.) ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис.. Материалы X Международного византийского семинара. Симферополь, 2018. С. 145–150.
Voytenko A.A. Preliminary report on Coptic burial custom at the necropolis of Deir el-Banat // Achievements and problems of modern Egyptology. Proceedings of the international conference held in Moscow, September 29 — October 2, 2009. M., 2012. P. 392–400.
Белова Г.А. Российские ученые в Египте // Белова Г.А. (отв. ред.) Возвращение в Египет. Страницы истории российской египтологии. М., 2009. С. 52–111.
Васильев С.В., Боруцкая С.Б. Палеоантропология Дейр-эль-Баната (Фаюм, Египет) // Шеркова Т.А. (отв. ред.) Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и Средневековье. Сборник статей, посвященный Т.Н. Савельевой. М., 2009. С. 104–118.
Васильев С.В., Боруцкая С.Б., Нечвалода А.И. Новые данные по антропологии древних коптов Файюмского оазиса Египта // Научный альманах кафедры антропологии МГУ. Вып. 4. М., 2006. С. 134–152.
Krol A. The RIEC archaeological and anthropological surveys at the site of Dayr al-Banat // Gabra G. (ed.) Christianity and monasticism in the Fayoum oasis. Cairo, 2005. P. 209–216.
Васильев С.В., Боруцкая С.Б. Палеоэкология коптского средневекового населения Файюма (Египет) // Научный альманах кафедры антропологии МГУ. Вып. 2. М., 2004. С. 62–81.
Васильев С.В. Антропологическое исследование раннесредневековых коптов из Файюмского оазиса, Египет (по материалам могильника Вади Наклун) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2003. С. 273–275.