Деятельность
Реставрация коптских икон
Немаловажную часть коптского культурного наследия представляют иконы. Начиная с середины 80-х гг. XX века коптские иконы стали предметом пристального внимания международного сообщества историков, искусствоведов, реставраторов. С 1999 по 2003 гг. сотрудники Центра египтологических исследований РАН и специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И.Э. Грабаря принимали участие в совместном проекте, организованном Нидерландским институтом египтологических и арабских исследований в Каире, Американским исследовательским центром в Каире совместно с Институтом коптологических исследований в Каире под патронажем Высшего совета по древностям АРЕ. Целью проекта было описание, изучение и реставрация икон коптских храмов Египта.
В течение первого этапа реализации проекта (март – май 1999 г.) группы реставраторов работали по всему Египту. В результате было составлено искусствоведческое и реставрационное описание более 2000 коптских икон (среди них около 30 средневековых). Были отобраны иконы, подлежащие реставрации в силу очень плохой степени сохранности, их исторической и культурной ценности. Также были учтены интересы самой Коптской церкви, предложившей отреставрировать наиболее почитаемые и считающиеся чудотворными иконы.
Следующей стадией проекта стало изучение и реставрация отобранных икон. В период с 1999 по 2003 г. сотрудники ЦЕИ РАН совместно со специалистами ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря работали в храме Богоматери «Харет Зуэйлы» в Каире, в монастыре Дейр аль-Азаб (Файйум), церквах и монастырях Сохага и аль-Кусии. В ноябре 2001 - апреле 2002 г. российские и египетские реставраторы под руководством к.иск. А.А. Горматюка изучили и отреставрировали более 80 икон храма аль-Муаллака в Старом Каире, одной из главных святынь Коптской церкви, где собрана богатейшая коллекция икон.
Многие иконы храма находились в угрожающей степени сохранности, авторская живопись частично утрачена. Кроме того, в результате ряда поновлений иконы были покрыты слоем непрофессионально наложенного реставрационного грунта (левкаса); тонировки зачастую искажали композицию произведения. Синтетический клей, использовавшийся в те времена, вызвал шелушения и отставания красочного слоя. При поновлениях применяли воск. В природно-климатических условиях Египта поверхности, покрытые этим материалом, в большей степени подвежены загрязнениям: на них оседали пыль и копоть. Во многих случаях воск можно удалить только механическим путем, при помощи скальпеля.
Предварительные результаты исследований позволяют полагать, что в коллекции храма представлены иконы всех эпох и стилей, существовавших в Египте.
- Средневековые иконы, среди них и самая почитаемая в храме икона Св. Апостола Марка, по преданию основавшего Коптскую церковь. Эта икона написана в византийской манере, по-видимому, приглашенным греческим мастером. В процессе реставрации была удалена пленка синтетического клея, укреплены шелушения и отставания красочного слоя и грунта, возврашены первоначальные живые краски.
- Иконы XVII века, отличительной особенностью которых является использование бумаги в качестве основы для живописи. Поскольку коптскими иконописцами того времени были писцы-миниатюристы, в их манере и технике четко прослеживается влияние традиционной коптской книжной миниатюры. В ходе реставрации российские специалисты столкнулись с рядом сложностей технологического характера, связанных в частности с восполнением утрат. Так, была использована целлюлозная масса, применявшаяся в российской школе реставрации, но не известная египетским специалистам.
- Иконы XVIII–XIX веков, принадлежащие кисти коптских живописцев Иоханны Армани, Ибрагима аль-Насеха и Анастаси аль-Руми. Степень сохранности большинства из них оказалась удовлетворительной, и реставрационные работы не были сопряжены с особыми трудностями.
Наконец, к отдельной группе следует отнести находящиеся в угрожающей степени сохранности иконы. Особый интерес вызвала средневековая икона с изображением Христа на Престоле, живописный слой которой сохранился менее чем на 20 %. В ходе раскрытия иконы и выполнения кальки-реконструкции было установлено, что эта икона неоднократно переписывалась и поновлялась. Лик Христа был утрачен, вероятно, в результате акта вандализма еще в XVII веке и дописан в характерной для той эпохи манере. Используя рисунок по левкасу, реставраторы восстановили первоначальную композицию.
В ходе проекта российскими и египетскими специалистами были отреставрированы около 200 икон в разных коптских храмах Египта. Реставрационные работы поставили под сомнение бытующее в коптологии мнение об отсутствии записей и прописей на коптских иконах.
Публикации:
- Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003. — С. 166–220.
- Реставрация коптских икон в Египте // Восток. № 4. 2002. С. 169–172 (в соавторстве с А. А. Горматюком)
- Горматюк А.А. Образы христианского Востока. Коллекция икон из храма Богоматери "аль-Муаллака" в Старом Каире // Мир музея 4 (2002). — С. 47–48.
- Горматюк А.А. Икона-эпистилий из каирского храма Мария Харет Зуэйла. Результаты реставраций и исследований // Искусство христианского мира. Сб. статей. —Вып. 4 —М., 2001.
- Горматюк А.А. Особенности реставрации и почитания икон в Египте // История и культура древнего и раннехристианского Египта. — М., 2001. — С. 45–55.
- Занозин В.В. Образы всадников — святых мучеников в монастыре св. Антония Великого // История и культура древнего и раннехристианского Египта. — М., 2001. — С. 56–63.